Коучинг Инь-Ян

Можно сказать, что глобально, есть 2 вида коучинга – Инь и Ян.

Чтобы лучше понять это, давайте на минутку заглянем в корпоративный мир.

Обучая руководителей коучингу, ссылаясь на Лао Цзы, я говорю, что есть два стиля ведения других.

Два типа руководителей

Во-первых, руководитель может выступать в роли “воина”.

Как воин, руководитель действует с энергией и решительностью. Он постоянно вмешивается в процесс подчиненных, используя силу и оказывая давление, чтобы заставить их делать, то что он считает нужным и правильным. Это Ян, или мужской аспект ведения других.

Также, при необходимости, руководитель может действовать как “целитель”. Вернее, я бы даже не назвал это “действием”, а скорее “бытием”. В эти моменты он бывает очень мягким, открытым, восприимчив и общается со своими подопечными в питающем стиле. Это Инь, или женский аспект ведения других.

Да, это смесь делания и существования, воина и целителя – довольно продуктивна и сильна.

Проблема

Но проблема в том, что руководитель чаще (намного чаще!) выбирает первую роль. А коучинговый стиль управления, как раз характеризуется обратным. То есть, руководитель-коуч чаще действует мягко, как целитель, давая людям больше пространства и поддерживая. И прибегает к роли воина крайне редко, исключительно в критических ситуациях.

Объявление: “Ищу тренера, который может объяснить мне, что такое уклоны, нырки, апперкоты, джебы, удары по туловищу, работа на средней и ближней дистанции, а не истошно орать во время боя без передышки: “Давай, Саша, давай!!!”

В завершение экскурса в корпоративный мир, важно сказать, что смысл обучения руководителей коучингу (или коучинговому стилю управления, или коуч-менеджменту, кому как нравится) и заключается в том, чтобы:

  1. Помочь им сдвинуться из первой роли во вторую.
  2. Обеспечить инструментами, техниками и навыками, для эффективного выполнения роли руководителя-коуча.

Посмотрите на рынок

А теперь взглянем на рынок коучинга в интернете…

То, что делают большинство коучей (или тех, кто называет себя коучами) – скорее воины, чем целители. Потому что их действия сводятся к инструктированию или говорению того, что людям следует делать.

Конечно, параллель может казаться не такой очевидной. Но это просто от того, что эти коучи не так жестки, как руководители, поскольку, все таки, это ОНИ получают деньги от людей, и обязаны быть вежливыми. А в бизнесе наоборот – руководители платят деньги людям и поэтому намного требовательнее.

Я вообще, считаю, что большинство того, что называется коучингом на рынке, это никакой не коучинг, а, скорее, инструкторство-репетиторство в отдельно взятой теме.

Почему?

Причина проста – безграмотность. То есть, неумение грамотно выступать в роли целителя (= коуча), не знание того, что конкретно делать, чтобы помочь людям самим находить решения, расти и достигать результата. Или, другими словами, невладение подходами и навыками коучинга.

Конечно, это может и приятно, когда к вам приходят на поклон и говорят, что мол, спасибо, я сделал что вы мне велели и все получилось, пожалуйста, возьмите мои денежки и соблаговолите сказать, что мне делать дальше. :D А вы им – следующий совет стоит дороже, в два раза. А они вам – хорошо, хорошо, вот возьмите, только скажите, что делать.

Но, это не развитие людей, а ослабление. Продажа наркотика. Если вы так делаете – вы драгдиллер!

Кроме того, как сказал бы один мой буддийский друг, вы вешаете на себя их карму, говоря людям, что делать.

Настоящий коучинг

Гораздо интересней быть действительно коучем и вести других в “целительском” стиле. Поддерживать людей в раскрытии собственных сил, их истинном развитии и обретении внутреннего величия, если хотите!

Это больше, чем быть просто ретранслятором информации.

Это наполнит вашу жизнь большим/настоящим смыслом (а не только деньгами) и сделает вас фактором эволюции!

Если вам это созвучно, присоединяйтесь!

2 комментария:
  • Эдуард, мне очень созвучно такое понимание коучинга! Остаётся научиться привлекать действительно приверженных клиентов, которым нужен именно такой “иньский” коучинг, а не советы и указания “как нужно делать”.

    • Алексей, похоже ты прослушал каст про уровни приверженности, который я отправлял тебе пару дней назад? :)

      Отличная постановка вопроса/цели!
      Подсказка 1: Здесь важно вести речь не только про привлечение, но еще и про вовлечение.
      Подсказка 2: См. лого в шапке сайта.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *