Чего же хочет клиент от коуча?

Рассмотрим парадоксальный случай:

6. Что бы Вы хотели, чтобы коуч делал по-другому/больше/меньше?
Чтобы коуч больше говорил,и меньше молчал.

Это фраза из анкеты обратной связи, которую заполняют клиенты коучей в Программе “Коуч-практик”.

Казалось бы, это пожелание противоречит самой сути коучинга, потому что коуч – это не учитель, лектор или консультант, который много говорит, учит, рассказывает, убеждает и т.д. Если говорить просто, коуч, преимущественно, задает продвигающие вопросы, слушает и не мешает клиенту думать над ними.

Поэтому, первая реакция – клиент неправильный, не знает, что такое коучинг.

Но постойте!

Ведь клиент не эксперт в коучинге, он и не должен разбираться как что происходит. И по большому счету, людям нет дела до какого-то правильного коучинга. Они просто хотят получать пользу/ценность, соразмерную своим инвестициям. Коуч воспринимается ими как фактор продвижения, а что он при этом будет делать – все равно. Хоть пусть приходит в офис и гоняет сотрудников, чтобы лучше работали, например.

И самое печальное, что многие коучи ведутся на подобные запросы и, в погоне за длинным рублем, становятся “гуру”, который болтает без умолку, пытаясь причинить людям добро. А некоторые даже приходят в офис и гоняют сотрудников. )))

Но вернемся к ответу клиента. Что он имеет в виду?

Вовсе не то, чтобы вы болтали, а чтобы присутствовали как коуч! То есть, были более активным, а не просто задали 3 вопроса, угукнули 5 раз и остальное время просто сидели и слушали.

Для наглядности, давайте сравним коуча с насадкой, которая добавляется в топливо и от чего двигатель лучше работает и автомобиль едет быстрее/сильнее.

Так вот, клиент хочет, чтобы вы не 3 капли капнули, а больше – столько, сколько нужно, чтобы преодолеть сложный участок и доехать из п. А в п. Б.

Конечно, во всем важно знать меру и не впадать в другую крайность, засыпая человека вопросами и не давая даже дух перевести. Иначе вы получите обратный ответ на вышеупомянутый вопрос.

Человек спросил Будду:
– Что такое срединный путь?
Будда сказал:
– Я вижу у тебя в руках ситар, похоже, ты музыкант. Мог бы ты мне сыграть?
- С радостью, – сказал музыкант и исполнил лучшую свою мелодию.
 – Благодарю, это было прекрасно! – сказал Будда. – Скажи, если ослабить натяжение струн, сможешь ли ты повторить эту прекрасную музыку?
- Нет, – ответил музыкант.
- А если натяну струны слишком сильно?
- Тоже нет.
- Вот ты и ответил на свой вопрос, – сказал Будда.

Короче, клиент платит за ваши навыки и хочет получить профессиональную/грамотную поддержку. Будьте активны и  смело делайте свою работу, с оглядкой на клиента. Не прячьтесь в кустах. Но и не занимайте собой слишком много пространства. Оно принадлежит клиенту.

Успешных вам сессий!

2 комментария:
  • Коучу на то и дано третье ухо, чтобы слышать не только слова и ответы, не только для того, чтобы находить в них “почву” для вопросов, но и чтобы с помощью слуха определять ту самую середину: когда надо помолчать, а когда говорить. Так что больше практиковать слушание. Коучинговое.

  • Я заканчиваю курс “коуч-практик” в тренинге у Эдуарда. Могу сказать, что в самом начале у меня были именно такие клиенты, которые ждали авторитетных моих советов. Потом я поняла, что это зависело от того, что я сама невольно оценивала клиента по старой привычке – “этот хорошо знает предмет, а этот – плохо”. Потом с помощью тренера и коллег я это обнаружила и избавилась от такой установки. И у клиентов перестало возникать ожидание, что я могу предложить легкий и удобный способ решения проблемы. Дело в нас, а не в клиенте. Настраиваем “третье ухо”, как сказано в предыдущем посте, и все будет ОК.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *